home  
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Клянусь предвечерним временем (или временем)! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение! Суры «аль-Аср»
Главная » Фетвы » Наука и Здоровье » Стадии развития человеческого эмбриона в свете положений Корана и Сунны

Стадии развития человеческого эмбриона в свете положений Корана и Сунны

Print Friendly and PDF
Коранические чудеса затрагивают широкий спектр современной науки. Ведущие учёные в области эмбриологии, паразитологии, геологии, астрономии, океанологии метеорологии исследовали научные аяты Корана и признали его Откровением от Господа миров. Коранические знамения сочетаются с развивающимся знанием человечества и сопровождают научно-технический прогресс. Поскольку же Книга Аллаха охватывает многие сферы бытия, люди разного уровня развития легко могут понять её аргументацию и оценить её достоверность. 
Исламу было суждено разрушить ошибочное представление о религии, сломать предрассудки и наставить человечество на истину. Вера во Всевышнего Творца не только не противоречит человеческому разуму, но и является единственно правильной концепцией в отношении происхождения человека, смысла его существования и образа его жизни. Английский физик Кельвин сказал: Если вы хорошо и глубоко задумаетесь, то увидите, что наука заставляет вас верить в Бога. Другой мыслитель Френсис Бэкон сказал: Поверхностные и элементарные философские знания приводят человека к атеизму и безбожию, а глубокие, полные и всесторонние философские знания делают человека набожным и благочестивым.
 Первые известные нам научные исследования в области эмбриологии были выполнены древними греками ещё в начале 5-го века до н. э. Отец медицины Гиппократ, а позднее Аристотель, занимаясь изучением куриных эмбрионов, пришли к заключению, что их развитие схоже с развитием эмбриона человека. Однако вплоть до 16-го века у западных учёных существовало убеждение, что эмбрион развивается из сгустка крови и семени. Это было отражением ошибочных взглядов Аристотеля, которые доминировали в течение многих веков. Считалось, что менструальная кровь даёт начало возникновению эмбриона.
Великий мусульманский учёный Ибн Хаджар аль-Аскалани (773-852 гг. по хиджре; 14-й век н.э.) в книге Фатх аль-Бари писал: "Анатомы полагают, что зародыш возникает из менструальной крови женщины, однако священные тексты Ислама отвергают и опровергают эти идеи.”
Открытие Левенгуком микроскопа в 1673 г. дало новый толчок развитию эмбриологии, ибо в семенной жидкости были обнаружены сперматозоиды. В 1694 г. появилось утверждение, что в сперматозоиде находится человеческое существо микроскопических размеров – гомункулус. В связи с этим участие женщины в развитии человека было признано минимальным. Тот факт, что для зачатия необходимы сперма и яйцеклетка, оставался неизвестным до 18-го века. С конца 19-го века начали предприниматься попытки классифицировать зародыши человека в соответствии со стадиями развития. Только в 1973 г. О’Рахилли смог разработать точную систему для классификации зародышей человека, особенно в первые три недели развития. Эти, так называемые стадии Карнеги, основанные на разных характеристиках процесса развития и морфологических критериях, получили международное признание.
До недавнего времени не было достаточно широко известно, что Коран и Сунна пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, содержат множество указаний, касающихся стадий развития человека. Эти указания не были достаточно поняты, поскольку они относились к таким деталям процесса развития, которые прежде науке были неизвестны.
В Священном Коране и хадисаx Всевышний Аллах сказал: Мы сотворили человека из эссенции глины, потом Мы поместили его каплей (нутфа) в надёжном месте, потом создали из капли сгусток крови (алака), потом создали из сгустка крови кусок мяса (мудга), потом создали из этого куска кости (изам), и потом облекли кости мясом (ляхм), потом Мы вырастили его в другом творении, – благословен же Аллах, лучший из творцов! (аль-Му’минун 23:12-14). В этом отрывке дано описание трёх основных стадий развития:

1) стадия капли (нутфа);
2) стадия формирования (хальк);
3) стадия роста (наш’а).

  1. СТАДИЯ КАПЛИ (НУТФА)

 

  Стадия нутфа (небольшое количество жидкости или капля её) охватывает появление спермы и яйцеклетки и их соединение с образованием оплодотворённой зиготы, деление клетки с образованием бластулы, а также имплантацию последней в матку. Стадия нутфа включает в себя пять фаз или подстадий:

1 фазаАль-ма ад-дафик (извергаемая жидкость). Известно, что мужчина извергает семенную жидкость, что отражено в следующих словах Аллаха: Пусть же посмотрит человек, из чего он создан! Создан из воды изливающейся (ат-Тарик 86:5-6). Грамматический анализ арабского глагола, соответствующего слову изливающийся, свидетельствует, что это слово в приведённом утверждении из Корана указывает на активный характер процесса извержения, то есть на то, что извергаемая жидкость подвижна. Современная наука доказала, что сперматозоиды обладают подвижностью и достаточной активностью.
Извержение происходит и в организме женщины, когда яйцеклетка попадает в фаллопиеву трубу и продвигается по ней. Попаданию сперматозоидов к месту оплодотворения способствует сокращение мускулатуры матки, которое вызывают простагландины, имеющиеся в семенной жидкости. В период фазы фертильности менструального цикла, когда возможно оплодотворение, слизь в шейке матки, которая в остальное время почти не проницаема для спермы, становится светлой, приобретает желеобразную консистенцию и обеспечивает возможность прохождения спермы. С помощью ферментов, выделяемых слизистой оболочкой матки (эндометрием) и яйцеводов, из головки сперматозоида удаляются гликопротеиды, и она приобретает заряд. Под влиянием ферментов, выделяемых в яйцеводах, также ослабляются связи между фолликулярными клетками, окружающими яйцеклетку, открывая тем самым сперматозоидам доступ к её защитной мембране.
Об участии мужской и женской жидкостей в процессе оплодотворения упомянул посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Когда иудей задал пророку вопрос: "О Мухаммад, из чего создан человек? "Пророк ответил: "О иудей, он создан из обеих – из мужской и женской жидкостей”. (хадис передал имам Ахмад)
2 фазаСулала (тонко извлеченная из жидкости субстанция). Термин сулала относится к процессу отбора основной субстанции из жидкости, которая выделяется у мужчин и женщин. Всевышний сказал: Потом (Господь) сделал потомство его (мужчины) из капли (сулала) жалкой воды (ас-Саджда 32:8). Таким образом, создание человека из двух жидкостей происходит путём особого отбора, для обозначения которого и используется термин сулала. Из фолликулярной жидкости выделяется яйцеклетка, а из многих миллионов сперматозоидов семенной жидкости – один единственный сперматозоид, который, первым коснувшись мембраны яйцеклетки, легко проникает в неё. Однако, сразу вслед за этим в клеточной мембране происходят быстрые физико-химические процессы, которые запирают вход для всех остальных.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Не из всякой жидкости рождается плод…” (хадис передал имам Муслим). Во-первых, перед оплодотворением семенная жидкость подвергается тонкому отбору; а во-вторых, для зачатия количество сперматозоидов в семени мужчины должно быть не менее 20 млн./ см2.
3 фазаНутфат-у-амшадж ("капля смешанной жидкости”). Оплодотворённая яйцеклетка, или зигота, принимает форму капли – нутфат-у-амшадж. Всевышний сказал: Мы создали человека из капли смеси (нутфат-у-амшадж) (аль-Инсан 76:2). Слово нутфат – это существительное единственного числа, а "амшадж” – прилагательное множественного числа. Поэтому это выражение представлялось таинственным для ранних толкователей Корана, однако сегодня ясно, что зигота, оставаясь в единственном числе, представляет собой многокомпонентную систему, сложенную из хромосом и других составляющих сперматозоида и яйцеклетки. В процессе развития зиготы происходит деление клеток зародыша, называемых бластомерами. Через четыре дня после оплодотворения они образуют скопление клеток сферической формы – морулу. На пятый день после оплодотворения по мере разделения на две части клеток, составляющих морулу, из неё формируется многоклеточное образование – бластула. В этот период бурного деления клеток термин амшадж очень точно характеризует нутфат.
4 фазаТакдир (предопределение). В раннем периоде формирования нутфат-у-амшадж хромосомы обеих родителей смешиваются и образуют диплоидные пары. Такая комбинация генов определяет характер развития ребёнка, а также его пол. Всевышний сказал: Из чего Он его создал? – Из капли (нутфа)! Создал его и предопределил (программу его будущего развития). (Абаса 80:18-19)
5 фазаХарс (имплантация). Всевышний сказал: Ваши жёны – нива (харс) для вас; ходите на вашу ниву, когда пожелаете (аль-Бакара 2:222). Понятие нива (харс) связано с вспашкой почвы. Последний этап стадии нутфа начинается с имплантации бластулы и называется харс. В Коране этот процесс уподобляется возделыванию почвы, а выстилка матки – почве, в которой развивается семя.

 

  2. СТАДИЯ ФОРМИРОВАНИЯ (ХАЛЬК)

 

  1 фазаАлака (пиявка). Период формирования начинается, когда эмбрион приобретает форму алака. Эмбрион вытягивается до тех пор, пока не приобретает вид, напоминающий пиявку.
Эмбрион прикрепляется к стенке хорионического мешка, покрытого ворсинками, которые прикреплены к эндометрию, или внутренней выстилке матки. Зародыш окружён амниотической жидкостью подобно тому, как пиявка окружена водой. На этой стадии эмбрион обладает примитивной системой кровообращения и нервной системой. Таким образом, термин алака соответствует внешнему виду зародыша и способу его крепления к поверхности матки.
Другое значение слова алака – подобный сгустку крови. К концу третьей недели развития в зародыше начинает циркулировать кровь, в результате чего эмбрион приобретает вид кровяного сгустка, хотя кровь его и остаётся жидкой.
2 фазаМудга (разжёванный кусочек). На 24-25 день завершается стадия алака. Переход от стадии алака к стадии мудга совершается очень быстро. Она начинается на 26-27 день.
Слово мудга означает кусочек, который был разжёван. На этой стадии, после формирования эмбриона и плаценты, процесс роста ускоряется и появляются участки тела, называемые сомитами, из которых будут формироваться кости и мышцы. Сомиты, которые становятся видны на теле эмбриона, напоминают отпечатки зубов. Развитие эмбриона на этой стадии имеет определённые особенности:

а) внешний вид сомитов или отпечатков постоянно меняется подобно тому, как меняется вид отпечатков зубов в процессе жевания;
б) в процессе формирования новых тканей эмбрион поворачивается подобно тому, как поворачивается жевательная резинка в процессе жевания;
в) спинка эмбриона изгибается, как изгибается пластинка жевательной резинки;
г) по мере формирования сомитов часть внутренних элементов подвергается дифференцировке в зачаточные органы, а другая часть остаётся недифференцированной, что нашло отражение в Коране: …потом из куска мяса (мудга), сформированного и бесформенного (аль-Хаджж 22:5).

3 фазаИзам (кости). По окончании стадии мудга зародыш имеет хрящевой скелет. Первичные центры оссификации появляются на 7-й неделе. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Когда минуют 42 ночи со времени нутфа (времени зачатия) Аллах посылает к нему ангела, который придаёт ему форму и создаёт уши, глаза, кожу, мышцы и кости…” (хадис передал имам Муслим). В хадисе подчёркивается, что ангел придаёт форму зародышу. До 42-го дня довольно трудно отличить внешний вид эмбриона человека от эмбрионов многих других животных, но в этот период он приобретает присущий ему облик.
В течение этого периода эмбрион распрямляется, и формируются органы, обеспечивающие жизнедеятельность плода. В Коране этот процесс описывается следующим образом: (Господь), который сотворил тебя, затем выровнял и затем соразмерил (аль-Инфитар 82:7).
4 фазаЛяхм ("мясо”). Всевышний сказал: …создали из этого куска кости и облекли кости мясом… (аль-Муминун 23:14).
Несмотря на то, что миобласты, или примитивные мышечные клетки, располагаются в непосредственной близости от развивающихся костей, формирование прикреплений мышц происходит после того, как начался процесс оссификации средних и концевых фрагментов костей. Наряду с облечением костей мясом в эту фазу продолжается выпрямление тела. Именно в это время (7-8 недели) начинается дифференцировка гонад половых желёз и формирование яичек и яичников, что также отражено Коране.
Несмотря на то, что миобласты, или примитивные мышечные клетки, располагаются в непосредственной близости от развивающихся костей, формирование прикреплений мышц происходит после того, как начался процесс оссификации средних и концевых фрагментов костей. Наряду с облечением костей мясом в эту фазу продолжается выпрямление тела. Именно в это время (7-8 недели) начинается дифференцировка гонад половых желёз и формирование яичек и яичников, что также отражено Коране.

 3. СТАДИЯ РОСТА (НАШ ‘А)

На 9-ой неделе начинается период внутриутробного развития плода, начало которого чётко отражено в Коране: …потом Мы вырастили его в другом творении… (аль-Муминун 23:14). Ко всем предыдущим стадиям эмбрионального развития относился глагол халакна (мы создали, мы изменили), однако начало нового периода выделяется глаголом анша’наху (дать начало, вырастить, увеличить). На стадии наш’а проявляются следующие особенности:

а) после 12-ой недели значительно ускоряется рост плода, на что и указывает глагол анша’наху;
б) формируются конечности, соотношение размеров головы, тела и конечностей становится более пропорциональным, кожа покрывается пушком, происходит дифференциация наружных половых органов, закладка поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры, в это время у плода появляются координированные рефлексы и движения, происходит и ряд других изменений, которые подтверждают, что зародыш превращается в другое творение – плод, что и подчёркнуто в Коране;
в) ангел вдыхает в зародыш душу. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе вашей матери к 40 дню. Затем он столько же пребывает в виде сгустка крови и столько же – в виде разжёванного куска. После этого к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу. Ему даны четыре указания: записать его удел, срок, деяния и будет ли он несчастным или счастливым.” (хадис передали имамы аль-Бухари и Муслим).
Природа души находится вне сферы естественных наук и ещё не понята человечеством. Всевышний сказал: Они спрашивают тебя о душе. Скажи: Душа (приходит) от повеления Господа моего. Даровано вам знания лишь немного(аль-Исра 17:85).
Известно, что между понятиями жизни и души существует различие, хотя природа их остаётся для нас таинственной. Сперматозоид и яйцеклетка представляют собой живые организмы, тем не менее, они лишены души. Творения же, имеющие душу, обладают самостоятельным сознанием, подобно человеку и животным. Доказательством обретения человеком души на этой стадии может служить появление у плода произвольных движений, осуществляемых, в отличие от рефлекторных движений, по собственной воле плода.
Таким образом, приведённые выше три значение слова наш’а весьма точно соотносятся с определением стадии: начинать – указывает на начало функционирования выделительной, кроветворной и других систем; расти и развиваться – указывает на быстрый рост и развитие органов и систем; увеличиваться – указывает на быстрое увеличение роста и веса плода, отмечаемое на 12-ой неделе.

  СРОКИ РАЗВИТИЯ ПЛОДА

В Священном Коране указана не только последовательность событий, связанных с развитием зародыша и плода, но и обозначены сроки наступления этих событий, что осуществляется с помощью союзов фа (потом, с очень короткой задержкой) и сумма (потом, с определённой задержкой). Всевышний сказал: Мы сотворили человека из эссенции глины, потом (сумма) Мы поместили его каплей (нутфа) в надёжном месте, потом (сумма) создали из капли сгусток крови (алака), потом (фа) создали из сгустка крови кусок мяса (мудга), потом (фа) создали из этого куска кости (изам), и потом (фа) облекли кости мясом (ляхм), потом (сумма) Мы вырастили его в другом творении, – благословен же Аллах, лучший из творцов! (аль-Му’минун 23:12-14). Использование союза сумма указывает на наличие некоторой задержки между следующими фазами:

1) При переходе нутфа в алака. Во время фазы имплантации на стадии нутфа вплоть до стадии алака процессы развития развиваются достаточно медленно. От начала фазы имплантации (6-й день) до соединения оплодотворённой яйцеклетки со слизистой матки (14-й день) проходит около недели, а затем проходит ещё около 10 дней до начала развития спинной хорды (16-й день), когда эмбрион приобретает облик пиявки или алака. Таким образом, в процессе развития стадии алакаотмечается некоторая задержка.
2) При переходе от фазы ляхм к стадии развития плода. Можно считать, что стадия развития плода (наш’а) начинается на 9-й неделе, однако все её основные признаки проявляются позднее. Быстрый рост плода начинается только с 12-й недели. Кроме того, начало развития ряда органов происходит по окончании 8-й недели или по окончании фазы ляхм, но наиболее выраженные изменения в этих органах отмечаются после 11-й недели. Таким образом, до 12-й недели развития имеет место задержка полного проявления наш’а, а слово сумма точно указывает на существование этой задержки. Слово фа указывает на то, что следующие стадии наступают непосредственно одна за другой:

a) Алака (до 24-25 суток) переходит в мудга (с 26-27 суток);
б) Мудга (до конца 6-й недели) переходит в изам (с начала 7-й недели);
в) Изам (до конца 7-й недели) переходит в ляхм (с начала 8-й недели).

Данные фазы непосредственно сменяют одна другую, что и отражено в Коране.
Термины, использованные в Коране, весьма точно описывают разные процессы, происходящие с эмбрионом и плодом. Использованная номенклатура проста, понятна и согласуется с представлениями современной эмбриологии. Подобные научные данные не могли быть известны простому человеку в 7 веке. Как мусульманам, так и немусульманам понятно, что они могли быть открыты пророку Мухаммаду только Господом миров, которому известно все – не только о нашем развитии, но и о наших деяниях и мыслях.
Священный Коран – Книга истины, ниспосланная Аллахом для всего человечества. Всевышний сказал: Скажи: Если бы собрались люди и джинны, чтобы сделать подобное этому Корану, они бы не создали подобного, даже если одни из них были бы другим помощниками (аль-Исра 17:88).
Четырнадцать столетий минуло с тех пор, как был сделан этот вызов. Сегодня, когда люди открыли для себя законы развития и жизни человеческого зародыша, все мы нуждаемся в справедливом законе для развития и жизни человеческого общества. Книга Аллаха проливает свет как на тайны человеческого развития, так и на тайны подлинного счастья, которого люди лишились, отвернувшись от руководства Господа.

 

Человеческий эмбрион развивается из оплодотворенной яйцеклетки, которая после нескольких делений образует бластулу (от А до Г). При дальнейшем развитии (Д и Е) начинает формироваться центральная нервная система (Ж и З). Появляется временный хвост, развивающиеся сердце и печень образуют выпячивания на животе, формируются короткие зачатки конечностей эмбриона, показанного в зародышевом мешке (И). К концу восьмой недели (К) имеются все основные органы, хотя и не в окончательно сформированном виде. В последующие месяцы (от Л до Н) эти органы завершат свое развитие, и плод постепенно станет достаточно зрелым для того, чтобы новорожденный мог существовать самостоятельно.


Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение пророку Мухаммаду, его роду и праведным сподвижникам!
По материалам книги "Коран и современная наука. Сравнительное исследование".
Авторы книги: Шейх Абд аль-Маджид аз-Зиндани, Шейх Мустафа Ахмад, Доктор Кейт Мур.


Источник: Sawab.ru

Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг

Если Вы нашли ошибку на сайте, отправьте, пожалуйста, сообщение модератору.
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Categories: Наука и Здоровье / Date: 01/07/2013
Comments 0