home  
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Клянусь предвечерним временем (или временем)! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение! Суры «аль-Аср»
Главная » Фетвы » Фикх » Пост - Рамадан » Запрет на пост во второй половине месяца Шаабан

Запрет на пост во второй половине месяца Шаабан

Print Friendly and PDF

Запрет на пост во второй половине месяца Шаабан

Вопрос: Разрешено ли поститься во второй половине месяца Шаабан? Я слышал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил поститься во второй половине Шаабана.

Ответ: Хвала Аллаху

Абу Дауд (3237), ат-Тирмизи (738) и Ибн Маджа (1651) передали от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не поститесь с наступлением середины Шаабана». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих ат-Тирмизи», 590.

Этот хадис указывает на то, что пост во второй половине Шаабана, т.е. с 16 числа этого месяца, запрещен.

Но существуют хадисы, свидетельствующие о дозволенности поста в это время. Например:

Аль-Бухари (1914) и Муслим (1082) передали со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть никто из вас не начинает поститься за день или за два дня до начала Рамадана, если только человек не делает это постоянно: в таком случае пусть он постится в этот день».

Это означает, что если человек поститься постоянно, например, по понедельникам и четвергам, через день и т.п., то ему разрешено продолжить свой регулярный пост во второй половине Шаабана.

Аль-Бухари (1970) и Муслим (1156) передали, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Ни в одном месяце Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не постился больше, чем в Шаабане, и бывало так, что он постился в течение всего Шаабана, кроме нескольких дней». Версия Муслима.

Сказал ан-Навави: В предложении «бывало так, что он постился в течение всего Шаабана, кроме нескольких дней» вторая часть поясняет первую, а именно то, что под словом «весь» подразумевается большая часть месяца.

Этот хадис указывает на то, что поститься во второй половине Шаабана можно только тому, кто начал поститься в первой половине месяца и продолжает во второй.

Шафииты, принимая во внимание эти хадисы, сказали: «Запрещено поститься во второй половине Шаабана, кроме тех, кто постится постоянно или продолжает пост, начатый в первой половине. По мнению большинства ученых, здесь подразумевается полный запрет». См. «Аль-Маджму», 6/399-400; «Фатх аль-Бари», 4/129.

Некоторые ученые, например, Рауяни, считали, что запрет в данном случае указывает на нежелательность, а не запретность.

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) писал в «Рийяд ас-Салихин» (стр. 412): «Глава о запрете поста перед Рамаданом во второй половине Шаабана, кроме тех, кто начала поститься в первой половине и продолжает, а также тех, кто соблюдает постоянный пост, например, в понедельник и четверг».

Большинство ученых считает, что хадис о запрете поста во второй половине Шаабана является слабым и поэтому они говорят, что можно поститься в это время.

Сказал аль-Хафиз: «Большинство ученых сказали, что разрешено соблюдать добровольный пост во второй половине Шаабана и они посчитали хадис, который запрещает это, слабым. Ахмад и Ибн Маджа назвали его неприемлемым (см. «Фатх аль-Бари»). Аль-Байхаки и ат-Тахави также назвали его слабым.

Ибн Кудама писал в «Аль-Мугни», что имам Ахмад сказал относительно этого хадиса: «Он не достоверный. Мы спрашивала о нем у Абдуррахмана ибн Махди и он не считал его достоверным и не рассказывал мне. Он старался не говорить об этом хадисе. Ахмад сказал: «Аль-Аля заслуживает доверия и все его хадисы принимаются, кроме этого».

Имеется в виду аль-Аля ибн Абдуррахман, который передал это хадис от своего отца, а тот, в свою очередь, от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах).

Отвечая в «Тахзиб ас-Сунан» тем, кто считал этот хадиса слабым, Ибн Кудама (да смилуется над ним Аллах) говорил, что он соответствует требованиям достоверности Муслима. И хотя аль-Аля единственный, кто передал его, это не портит хадис, ведь аль-Аля заслуживает доверия; Муслим в своем «Сахихе» передал несколько хадисов от него, его отца от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах). Многие Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) переданы только от одного, но надежного передатчика, и мусульмане принимают и следуют им».

Затем он сказал: «Если кто-то думает, что существует противоречие между этим хадисом и хадисами о посте во второй половине Шаабана, то никакого противоречия нет. В этих хадисах говорится о посте во вторую половину месяца как о продолжении поста в первую или как о регулярном посте. В хадисе же от аль-Аля говорится о намеренном посте только во вторую половину, когда этот пост не является постоянным или продолжением поста в первую половину».

Шейха Ибн База (да смилуется над ним Аллах) спросили о хадисе, запрещающем поститься во вторую половину Шаабана. Он ответил: «Это достоверный хадис, о чем сказал шейх Насир ад-Дин аль-Альбани. Здесь имеется в виду, что запрещено начинать поститься во второй половине Шаабана. Но если человек поститься весь месяц или большую его часть, то он следует Сунне». См. «Маджму Фатава аш-Шейх Ибн Баз», 15/385.

Сказал шейх Ибн Усеймин в своем комментарии к «Рийяд ас-Салихин» (3/394): «Даже если хадис достоверный, в нем нет полного запрета, а скорее говорится о нежелательности, и так его поняли некоторые ученые. Если человек регулярно поститься, то он может держать пост даже во второй половине Шаабана».

Заключение: Запрещено поститься во второй половине месяца Шаабан, имея в виду как полный запрет, так и просто нежелательность этого действия, кроме тех людей, которые постятся постоянно или продолжают пост, начатый в первой половине месяца.

Причина запрета в том, что из-за продолжительного поста человек может стать слишком слабым, чтобы поститься в Рамадан.

Если кто-то скажет, что пост с начала Шаабана сделает его еще слабее, то мы ответим, что если человек поститься с начала месяца, то он уже привык к посту и не будет испытывать больших трудностей.

Аль-Ка’ари сказал: «Запрет здесь означает нежелательность, как проявление милосердия к мусульманам, чтобы они не ослабели и у них было достаточно сил для соблюдения обязательного поста в Рамадан. Но те, кто постятся в Шаабан, привыкают к посту и испытывают меньше трудностей».

И Аллах знает лучше

Islam Q&A фатва № 13726 
Перевод: www.sawab.ru


Убрать рекламу с сайтa
Сайтдан рекламани олиб ташланг

Если Вы нашли ошибку на сайте, отправьте, пожалуйста, сообщение модератору.
Агар сайтимизда носозликни курсангиз илтимос модераторга хабар беринг.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Categories: Пост - Рамадан / Date: 20/06/2013
Comments 0